Проблемы установления прав собственности на ресурсы природы.
Одной из главных проблем взаимодействия между обществом и природой является законодательно не урегулированные вопросы в правах собственности.
И так дела обстоят во всем мире! Только право собственности устанавливает основание для компенсации понесенных ущербов и убытков, тем самым устанавливая экономическое регулирование на экологическую сферу.
Природные ресурсы, такие как воздух, океаны, ландшафты, звуковые спектры и т.д., принадлежат всем и поэтому трудно контролируемы.
Возникает вопрос, кто должен стать субъектом собственности. В Конституции РФ прописано, что земля и прочие природные ресурсы охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории, значит принадлежит каждому гражданину, но в этой же статье Конституции пунктом 2 допускается наличие государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Так какие же объекты природы, в каких рамках и границах, какой формы собственности и каким субъектом должны использоваться.
Принцип, по которым определяется граница собственности объекта на природные ресурсы и структруры всех элементов окружающей среды как таковых, - это целостность экологической системы. Здесь подразумевается поддержание равновесия и возможность возобновления, саморазвития.
А если мы рассмотрим такой объект как воздушное пространство, и это не единственный такой объект, то как он может быть в полном понимание целостным в рамках отдельной территории, если существуют страны, субъекты и т.д.
По естественным причинам в данной ситуации не можут быть реализованы в полной мере право собственности, из-за чего возникают трения между субъектствующими собственниками, которые пользуются и распоряжаются отдельными участками природных систем.
Природной системе необходим конкретный собственник, который выработает комплексный подход по воспроизводству и сохранению ресурсов, и потраченные затраты станут эффективны.
Такие противоречия должны и могут регулироваться установлением четко сформулированным законодательно правом собственности между социальными и хозяйствующими субъектами, а также через систему экономической реализации собственности на ресурсы природы, как пример Водный кодекс Российской Федерации, устанавливающий муниципальную и частную собственность на обособленные водные объекты.